суббота, 1 сентября 2012 г.

Великий Пан.


Я все еще не оставляю надежды разобрать Астро-Мифологическую колоду Ленорман по косточкам))) Недавно я приступила к разбору карты под названием «Пан». Ну, как водится, сколько источников, столько и мнений. Согласно французским источникам, а им я верю больше всего, да и собственные наблюдения из той же оперы, основное значение этой карты — искушения и соблазны. Стоп, сказала мне моя собеседница по скайпу, какие соблазны? Какие искушения? Трусливый Пан превращается в созвездие Козерога, упрямое и злое. Что тут может быть искусительного?
И пришлось мне потратить время и рассказать ей о древнем божестве Пане, пересказывая легенды и мифы. Мы так увлеклись, что не заметили как прошло часа два... Она и попросила меня написать эту статью, а заодно, воскресить блог о БАМЛ.
 Хотя про богов древней Греции не пишет только ленивый, я надеюсь, что у меня все получится не хуже. А о карте мы обязательно поговорим в следующий раз. 
В статье я использовала отрывки из художественного произведения Г.Л. Олди «Герой должен быть один», стихотверения Жоржа Брессенса, а также цитаты других авторов, упомянув их в тексте. Не обошлось из без Википедии. 
 
"Однажды в царствование императора Тиберия из Пелопоннеса (Греция) в Италию шел корабль с грузом и людьми. Когда он проходил мимо острова Паксос, с берега кто-то окликнул египтянина Фармуза, кормчего корабля. Тот отозвался, и неизвестный голос велел ему, чтобы тот, когда корабль будут проходить другой остров — Палодес, возвестил там, что «умер великий Пан». Кормчий так и сделал, и со стороны Палодеса до него тут же донеслись плач и стенания."
 (Из легенды, изложенной древнегреческим историком Плутархом (ок. 45—127) в его сочинении «Об упадке оракулов» (гл. 17).

"Умер, умер Великий Пан!" - этот вопль уже прозвучал из края в край по всей опечаленной и потемневшей земле богов, по волнам , омывающим светлый берег Лесбоса. Но для нас, людей 19 века, ожидающих в сумерках нового, еще неведомого солнца, предчувствующих, что Великий Пан, умерший пятнадцать веков тому назад, скоро должен воскреснуть... 
(Д.С. Мережковский. Предисловие к "Дафнису и Хлое").

И сегодня страшит нас предсмертный туман,
Но посмертного переселенья
Не обещано нам, пробужденья.
Смерть бездушна, и умер Таинственный Пан.
Ж. Брассенс. «Великий Пан», перевод А. Кушнера

Великих Олимпийских Богов была дюжина, всегда. Каждое место ревниво и заботливо оберегалось счастливчиком или счастливицей, а если кого и допускали к столу с амброзией, так это еще ничего не значило. Дионису, правда, удалось вне очереди стать членом вип-клуба, но для этого ему пришлось утопить в крови многие земли, свести с ума толпы женщин и вывести свою умершую мать из преисподней, но это скорее исключение, а не правило. И разговор сейчас пойдет о другом...
Как ни странно, в условиях жесткой конкуренции за место на Олимпе, некоторые боги вполне были довольны своей независимостью, например, Пан — скромное, на первый взгляд, божество, предпочитал проводить свои дни вдали от городов и пижонистых храмов, в густых лесах Аркадии.
 
По легенде именно он последним покинул Землю, некоторые говорили, что он умер....
Кто же он, независимый и свободный бог, ушедший последним и хлопнувший дверью на прощанье?
Как и следовало ожидать, происхождение Пана окутано мраком мифов и легенд. Кто был его Отцом? Сам Зевс? Кронос? Аполлон? А Мать? Неужели верная Пенелопа, если верить Евфориону, родила его от ВСЕХ женихов, осаждавших Итаку пока Одиссей пытался вернуться с войны, а их было ровно 108 человек?!
А может рождение Пана стало уроком для всезнающего лукавого Гермеса?
«..Ах, как божественно, как безбожно хороша была черноглазая Дриопа, дочь племени дриопов, лесная нимфа по матери! Как глуп был смертный муж ее Андремон, не оценивший врученного ему сокровища! - глуп и жесток был Андремон, злобно бил он несчастную Дриопу, портя синяками прекрасное лицо нимфы! Не стерпел Гермий, плененный хрупкой прелестью несчастной - плохо кончил зверь-Андремон, подвернувшись под удар невидимого жезла-кадуцея, и смеялась на похоронах мужа невинная нимфа, уже беременная от Гермия.
От него, неутомимого любовника, великого бога, лучшего в мире, единственного и неповторимого... неистощима была Дриопа как в любви, так и в славословиях!
Только увидев новорожденного сына своего, которого черноглазая Дриопа равнодушно бросила в лесу, даже не удосужившись обмыть младенца и завернуть его в покрывало - только тогда понял Лукавый, за что покойный Андремон бил жену, как Зевс восставших титанов. Понял и спустился в Аид, нашел там тень Андремонову и щедро поил ее кровью жертвенной коровы, возвращая мертвому память, а потом долго беседовали убитый и убийца, Андремон и Гермий-Лукавый, Гермий-Простак, Гермий-Рогач...
....
Младенец возился и хныкал, а Лукавый тупо смотрел на сына - рогатого, козлоногого, покрытого темной и густой шерстью, остроухого, смуглого...
Не год, не два прятались потом от Лукавого дикие сатиры, пока остыл да успокоился Гермий, а вместо нимфы Дриопы встало в лесу дерево, раз в год цветущее белоснежным цветом, но плодов не приносящее - говорят, покарали дерзкую Дриопу боги за то, что обрывала она лепестки священного лотоса... вот только неизвестно, кто именно карал и вообще - причем тут лотос?!»
Ни при чем.
Олимпийская дюжина козлоного бога приняла и назвали его Паном, так как он доставил всем (греч. πάς, «весь») великую радость. Хотя, может все было совершенно не так...
«А младенца Гермий отнес Семье показать. И стоял, как оплеванный, смех слушал, шуточки терпел, зубы сцепил, на Арея не бросился, когда тот предложил назвать новорожденного Паном, то есть (как подчеркнул сам Арей) "всехним".
- Всеобщим, - с ухмылкой поправил Аполлон, не любивший солдатских замашек Арея. - Тем, кто всем нравится... как мамочка его.
И это снес Гермий ... промолчал Лукавый, дождался, пока Зевс-отец кивнет благосклонно дескать, пускай живет себе внучок, Семья не возражает - дождался и отнес Пана к Дионису на воспитание.
Так и прижился маленький Пан в свите Диониса. Освоился, вырос, бегал среди сатиров и буйно-пьяных менад; пастухам да охотникам покровительствовал, как и сам Гермий, каждый лес своим считал... козлоногий, козлорогий, лохматый весельчак и лентяй, зовущий Гермия "папой", а Вакха-Диониса — "дядей". Одно странно: нахмурится невзначай Пан, глянет исподлобья, а то и засвистит-заулюлюкает... будь ты человек, будь ты бог или чудовище, бежать тебе прочь, слепо нестись, не разбирая дороги, не понимая, что погнало тебя, как слепни лошадь... Паника, одним словом.
А так ничего - хороший бог вырос, правильный, разве что лицом не вышел, так с лица воды не пить; и не все нимфы переборчивы. Некоторым что чудо, что чудовище - все едино.»

А вот на этом барельефе нимфа вскармливает молоденького Зевса молоком из Рога, а позади кто стоит? ПАН, древнейшее божество, древнее, чем Олимпийцы... Кто знает? Он-то ушел последним, может потому что был одним из первых?
 
Поначалу все кажется весьма простым и незатейливым, как игра на свирели. Козлоногий Пан был просто божеством-покровителем. Он оберегал стада, благоволил к пастухам и путникам, юным пастушкам и заблудшим козлятам. Его храмами и святилищами были горы, леса, пещеры и зеленые луга. В городах ему было тесно. Он предпочитал кровавым жертвам сон - лучшее блюдо на лоне природы (В. Шекспир) и игру на свирели, хотя иногда вмешивался и в дела суетливых горожан.
Согласно легендам, Пан встал на сторону афинян в битве при Марафоне, вместе с Тезеем, кстати, и благодарные афиняне за это посвятили ему целую пещеру, а еще принял сторону богов-Олимпийцев в битве с титанами — помогал чем мог - сеял панику.
Бог Пан изобрел многоствольную флейту, которую называют флейтой Пана, он обучил играть на ней своего брата (любовника?) Дафниса, который впоследствии стал родоначальником пасторальной поэзии. Вроде бы сделал он ее из тростника в память о нимфе Сиринге, и пела она о любви, простой и чистой.
А помните миф о Пане и Аполлоне, якобы Пан, по простате своей, вызвал самого Лучезарного на музыкальное соревнование и проиграл, потому что только простодушный Мидас посчитал игру на свирели лучше звучания золотой лиры? Оказывается, есть более изощренная версия...было два тура соревнований, потому что в первом Аполлон не смог превзойти рогатого бога. Напрягся Аполлон и придумал: «А давай перевернем наши инструменты вверх ногами и сыграем так!» Ну на лиру переворачивание эффекта не возымело и Аполлон без труда отыграл свою партию, а вот инструмент Пана был к таким экспериментам не приспособлен, поэтому победу присудили Аполлону. Чистая музыкальная победа, просто не к чему придраться! А кто не согласен — тому ослиные уши! Чтобы слышал хорошо!
 
А еще Пан был богом-любовником, символом плодородия и плотских утех, похоти и натиска, звериного экстаза от совокупления. Среди его возлюбленных была несчастная нимфа-Сиринга и растаявшая нимфа Эхо, променявшая некрасивого Пана на идеального Нарцисса (а толку?), богиня Селена, которую он прельстил катаниями на своей мохнатой спинке и все менады-бассариды из свиты Диониса. Одна из статуй демонстрирует как самой Афродите пришлось отбиваться от похотливого бога, а рисунок на амфоре совсем откровенно говорит о пастушьих бегах, где уносить ноги приходилось.... мужчинам. Не обделял своим вниманием бог и животных, всех любил неутомимый Пан. Ничего, леса темные, мало ли что там творилось.
ВСЕсильный и ВСЕмогущий бог старался держаться в тени, поэтому истории про него лишены лоска и мишуры, а еще и героических кровопролитий во славу себя лучезарного. Ну проиграл он состязание с Аполлоном, ну сбежала от него Сиринга, ну испугался он великана Пифона (дракона), ну всякое бывает. Эти истории больше похожи на забавы, чем на трагические переживания бога-неумехи, ведь мог же и копытом стукнуть (паника, помните?)...
Бог-покровитель всего живого, вдруг, в придачу ко всему, оказался смертным. О чем так радостно провозглашали христиане, утверждая, что старый мир и старые порядки окончательно канули в Лету. А потом Пан снова воскрес. Ночное божество ведьмовских шабашей, было козлоногим, рогатым и похотливым. Возле него собирались и ведьмы (нимфы?), и отчаявшиеся крестьяне — веселились, пировали, отдыхали от беспросветного марка средневековой морали, еще более извещенной, чем разнузданность Аркадских лесов. Средневековые поборники христианской морали проклинали самую природу, всю, все ее проявления скопом. Если в каждом цветке или шелесте деревьев они видели злых духов, то кого же могли узреть в ее божественном воплощении? Вот он, Дьявол! Черт! Злой демон, пожирающий младенцев без соли на ужин!
В конце 19 столетия Пан уже появляется как одна из ключевых фигур в живописи и литературе, вдохновитель поэтов и музыкантов. Современный неопаганизм восхваляет его в образе Рогатого Бога, по свидетельствам последователей его культа, в данный момент он облюбовал леса и горы Шотландии.
Умер Пан, говорите? Нет, не умер, потому что Пан — это все.

 (c) Bassarida

Комментариев нет:

Отправить комментарий